
Королевский флот Великобритании совместно с технологической компанией Infleqtion и производителем подводных аппаратов MSubs провел успешные испытания новейших квантовых часов на борту сверхбольшого автономного необитаемого подводного аппарата Excalibur. Это событие знаменует собой значительный прорыв в технологиях позиционирования, навигации и синхронизации для сред, где отсутствует сигнал GPS.
В отличие от надводных кораблей, подводные лодки не могут полагаться на глобальные навигационные спутниковые системы для точного определения местоположения и времени. Традиционные часы, используемые в навигации, со временем накапливают погрешность, что критически снижает точность в условиях отсутствия GPS. Новые оптические атомные часы Tiqker от Infleqtion, напротив, обеспечивают точность лабораторного уровня в компактном и прочном корпусе, поддерживая «сверхточное биение времени» даже во время длительных подводных миссий.
Командор Мэттью Стил, руководитель отдела перспективных разработок Королевского флота, назвал эксперимент «первым критически важным шагом к пониманию того, как квантовые часы могут быть развернуты на подводных платформах». Он добавил, что флот с нетерпением ожидает дальнейших испытаний, чтобы обеспечить «квантовое оперативное преимущество». Infleqtion стала первым внешним технологическим партнером, приглашенным для участия в программе Excalibur – испытательном полигоне для развития автономных подводных возможностей Великобритании.
Квантовая система синхронизации также повышает эффективность других ключевых систем подводной лодки, включая гидролокатор, защищенные каналы связи и системы управления огнем, улучшая производительность сразу в нескольких областях.
Испытания подтвердили надежную работу часов Tiqker во время нескольких погружений, доказав их устойчивость к реальным военно-морским условиям. На следующих этапах планируется провести дополнительное сравнение показателей с высокоточными эталонами времени. Эта демонстрация дополняет растущий портфель квантовых технологий Королевского флота – в 2022 году подобная технология была установлена на крупнейшем военном корабле страны, авианосце HMS Prince of Wales.