GA-ASI разработает для ВМС США палубные боевые беспилотники



Военно–морские силы США заключили контракт с компанией General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) на создание палубных беспилотных летательных аппаратов нового поколения. Эти полуавтономные реактивные аппараты, известные как «совместные боевые самолеты» (Collaborative Combat Aircraft – CCA), призваны действовать в связке с пилотируемой авиацией.

Основная задача таких беспилотников – дополнять и расширять возможности традиционных самолетов. Предполагается, что их массовое производство позволит снизить риски для летчиков, увеличить радиус действия разведки и ударных систем, а также повысить общую боевую эффективность и гибкость авиакрыльев авианосцев.

Новый проект сфокусирован на создании модульной платформы, которую можно оперативно перенастраивать и модернизировать для адаптации к меняющимся боевым задачам. Такой подход соответствует революционной стратегии закупок американского флота, которая делает ставку на более частые и менее крупные контракты для быстрого внедрения технологий, отказываясь от традиционных многолетних циклов.

Заключению контракта с ВМС предшествовал выбор GA-ASI в качестве разработчика первого беспилотника класса CCA для ВВС США, получившего обозначение YFQ-42A. Летные испытания этого предсерийного беспилотного истребителя начались в августе этого года. Опыт компании в области беспилотных реактивных систем насчитывает более 17 лет, начиная с аппарата MQ-20 Avenger, представленного в 2008 году.

Существующие и перспективные боевые дроны компании, включая XQ-67A, YFQ-42A и MQ-20 Avenger, спроектированы с учетом модульности и потенциала быстрой модернизации. В частности, беспилотник XQ-67A, созданный для Исследовательской лаборатории ВВС, совершил свой первый полет в 2024 году после реконфигурации для автономных операций в рекордно короткие сроки.

GA-ASI также обладает значительным опытом проведения палубных операций. В 2023 году демонстратор укороченного взлета и посадки Mojave успешно выполнил взлет и посадку на борт британского авианосца HMS Prince of Wales. Годом позже аналогичные маневры были отработаны на южнокорейском универсальном десантном корабле Dokdo. На авиасалоне в Фарнборо в 2024 году компания представила концепт Gambit 5 – вариант CCA корабельного базирования.

Новые беспилотники для ВМС будут ориентированы на тесное взаимодействие с пилотируемой авиацией, дополняя самолеты 4–го и 5–го поколений, а также перспективные платформы 6–го поколения, находящиеся в разработке.

«Мы гордимся вотумом доверия со стороны ВМС США и стремимся применить наши наработки на благо флота будущего», – заявил президент GA-ASI Дэвид Александер.